История каратэ

Краткая история возникновения и развития каратэ
Когда родилось каратэ, не знает никто.
И вряд ли это когда-нибудь станет известно.
Фунакоши Гитин

 Каратэ никогда не являлось созданием одного человека или одного народа, но стало совокупностью наиболее эффективных методик, найденных и объединенных рядом мастеров, которые развивались на протяжении многих веков и воплотились в боевое искусство под названием «Каратэ». Любое искусство подразумевает под собой постоянное развитие, самосовершенствование и поиск со стороны его последователей. Это утверждение является верным и для каратэ.
О происхождении каратэ существует множество легенд. Однако абсолютно точно известно, что его родиной является Восточная Азия. Со временем некоторые виды самозащиты начали развиваться по-своему и, в конце концов, стали самостоятельными видами военного искусства. Но сходство между ними очевидно, и каратэ также родственно другим видам боевых искусств. Позже каратэ развивалось под влиянием Буддизма: лама трактовал каратэ как один из способов самосовершенствования. 

1.   Введение.
Возникновение боевых искусств датируется временем не отражённым чётко ни в одном историческом документе, т.к. боевые техники открывались и усовершенствовались на протяжении всего существования человечества, из-за непрерывных столкновений между людьми и животными и между различными племенами. Опыт подобных схваток накапливался, а техники, созданные на его основе, эволюционировали (находили новые материалы для создания всё более совершенного оружия) и передавались из поколения в поколение.

2.   Боевые искусства в Китае.
Появлялись различные школы и стили, имитирующие боевые приёмы различных животных (тигра, пантеры, обезьяны, орла, змеи, журавля, богомола и т.д.). Китайцы считали, что животные обладают прирождёнными бойцовскими качествами и умениями, необходимым для выживания в жёстких природных условиях, поэтому подражание им- лучший способ овладения эффективными боевыми техниками.

Китайская культура возникла на берегах Жёлтой реки и за многие тысячелетия распространилась по всей Азии, оказывая большое влияние на соседние государства и даже получив название Чжун го- «Центральное государство».

Главные ворота Шаолиньского монастыря

В том, что касается организации и техники боевых искусств, исторический период до 500 н.э. не изобилует документами. Наиболее полные из них, известные на сегодняшний день, относятся к Шаолиньскому монастырю.  



Бодхидхарма

Наиболее значительной личностью монастыря является индийский монах Да Мо (Бодхидхарма), который был приглашён в Китай для проповеди императором У-ди. Когда императору не понравилась буддийская теория Да Мо, монах удалился в Шаолиньский монастырь. Прибыв туда, его поразила слабость и болезненность живущих там монахов, которые занимались лишь прочтением сутр и священных книг, уходя от просвещения и впадая в леность тела и ума. Бодхидхарма рассказал им, что сутры необходимы как лодки для переправы на другой берег реки. Однако переправившись, не следует оставаться в лодке всю жизнь, но необходимо шагнуть на неизведанный берег. Он надолго уединился для обдумывания решения данной проблемы.
Появившись после девяти лет затворничества, он написал два трактата: «Ицзинь-цзин» («Книга об изменении мышц и сухожилий») и «Сисуй-цзин» («Книга о промывании костного и головного мозга»). Первая книга учила монахов развивать ци  применять её для улучшения здоровья и развития физической силы. Эта тренировка была объединена с практикой боевых искусств, намного повысив их эффективность. «Сисуй-цзин» - учила монахов использовать ци для очищения костного мозга и укрепления иммунной системы, а также для питания и энергетизации головного мозга, что должно было способствовать состоянию «буддовости» (просветлению).

Наряду с этим Бодхидхарма, сам в свое время изучавший кулачный бой, открыл для монахов и другую сторону аскезы: весьма интенсивный физический тренинг с элементами самозащиты. Предположительно данный комплекс физических упражнений назывался "18 движений рук архатов", что явно указывает на его индийское происхождение, поскольку "архат" представляет собой персонификацию божества из пантеона буддизма Хинаяны, или "Малой Колесницы Закона" - первичной формы буддизма, имеющей распространение в регионах южной Индии и на Цейлоне. Приемы комплекса были призваны укреплять силу духа и тела монахов в период длительных религиозных постов, когда чтение сутр и духовно-медитативная практика чередовались с физическими упражнениями, а также служить надежным средством защиты на дорогах Поднебесной.

Полностью утраченный к настоящему времени комплекс приемов Эккин кё, вероятно, и послужил основой для стиля, породившего впоследствии огромное количество школ и других стилей под общим названием Шаолинь-цюань

3.   Боевые искусства на Окинаве.
Родиной каратэ принято считать королевство Рюкю, расположенное на Окинавских островах, которые всегда имели выгодное географическое положения, так как находились на пересечении торговых путей и являлись предметом притязаний, как Китая, так и Японии. 


Никто не может сказать, когда именно появилось каратэ в Рюкю. В прошлом оно хранилось от иноземцев в строжайшей тайне.

В истории королевства присутствовали 2 случая, когда официальными правительственными указами было запрещено оружие, что повлияло на развитие каратэ.

Первый запрет на оружие имел место во время периода Трёх Объединённых Королевств- после победы одного из 3 государств, его король стал проводить политику отказа от оружия, которая включала запрет на владение любым оружием.

Следующие два века на Рюкю царил мир, но в 1609 на королевство напало феодальное княжество Сацума. Его воины обрели несравненную репутацию своей доблестью и свирепостью. Однако напав на Рюкю, они встретились с чрезвычайно упорным сопротивлением, которое им не сразу удалось побороть. Сразу же после этого был введён запрет на оружие. Большинство историков считают, что каратэ - уникальная форма борьбы без применения оружия острова Окинава- обязана своим рождением именно этому второму указу. Он и стал катализатором для шлифовки и совершенствования уже существующей техники борьбы. 

4.   Появление «каратэ».
В связи с тем, что королевство Рюкю сохраняло контакты с Китайской империей, на остров из Китая был завезён стиль Шаолинь кенпо (拳法 - «метод кулака»), некоторые элементы которого были приспособлены к местному стилю. Таким образом, существовали два первоисточника каратэ: Окинава-тэ и Тодэ (唐手,- в переводе китайская рука). Первая форма восходит к традициям местной техники, а вторая – китайской борьбы. На Окинаве всегда пользовались терминами Окинава-тэ и То-дэ

Вообще до XX в. слово каратэ (唐手) на Окинаве писалось двумя иероглифами: «кара» (), что буквально означает «Китай периода правления династии Тан», но иногда употребляется в расширительном смысле для передачи понятия «Великий Китай», и «тэ» () - «рука». Современный мастер искусства каратэ Фунакоши Гитин (1868- 1957) изменил иероглифы так, что они стали означать «пустая рука» (空手). Сам мастер по этому поводу так писал в своих «Наставлениях по каратэ» («Каратэ-до кёхан»): «По традиции и сам я в прошлом пользовался иероглифом "кара" ("Китай"). Однако из-за того, что люди путают каратэ с китайским кэмпо, а также в силу того, что окинавские воинские искусства теперь могут считаться общеяпонскими, было бы неправильно и даже в некотором смысле унизительно продолжать использовать в названии каратэ иероглиф "Китай". А потому, вопреки множеству протестов, мы отказались от старого иероглифа и заменили его на новый - "пустота". Заодно тем же путем были исправлены названия многих комплексов формальных упражнений ката, связанных с именами китайских мастеров».
До начала 1891-1892 годов каратэ на Окинаве было засекречено. Лишь после этой даты на Окинаве стали обучать желающих. Позднее Министерство образование Японии оценило значение каратэ-до и разрешило включить его в программу физической подготовки в первой высшей публичной школе Окинавы и в школе подготовки офицеров.

5.   Появление каратэ в Японии.
Гитин Фунакоши пропагандировал каратэ в Японии. Проанализировав различные методы ведения боя, исключив из них не очень убедительные и сохранив те, которые казались ему наиболее эффективными, Фунакоши Гитин создал собственный стиль. В 1922 г. Фунакоши Гитин, который был тогда профессором в учительском колледже на Окинаве, по приглашению Министерства образования выступил в Токио с лекциями и продемонстрировал приемы каратэ на выставке традиционных видов борьбы. После одной из таких демонстраций, Фунакоши получил приглашение от мастера дзюдо Кано Джигаро, который попросил его обучить каратэ в Кодокане.
Фунакоши Гитин, основатель современного каратэ, умер в 1957 г., оставив после себя тысячи последователей, которые разъехались по всему миру, создавая собственные школы и знакомя всех интересующихся с каратэ.

6.   Распространение каратэ по всему миру.
После Второй мировой войны и последующих нескольких лет американской оккупации Японии в стране уже существовало около десятка постоянно соперничавших между собой ассоциаций каратэ-до. Накануне проведения в Токио Олимпийских игр 1964 г. представители ряда ассоциаций предложили провести во время Игр показательные выступления в Центре боевых искусств - Будокан. Это помогло нескольким ассоциациям найти общий язык между собой и объединиться. Так, в 1964 г. возникла Всеяпонская Федерация каратэ-до - Дзэн Нихон Каратэ-до Рэммэй, объединившая большинство стилей и школ. В составе этой Федерации различные стилевые группы продолжали существовать автономно и проводить свои ежегодные стилевые чемпионаты страны. С конца 1950-х гг., когда сведения о каратэ-до достигли Америки, Европы и других континентов, появились миллионы его поклонников практически во всех странах мира. В большинстве этих стран были созданы национальные федерации. В 1968 г. была создана Всеевропейская Федерация каратэ-до, в 1969 г. - Международный союз организаций каратэ-до (WUKO), а в 1970 г. проведен I Чемпионат мира по каратэ-до.

Возникают стили непрерывно, поскольку каждый выдающийся мастер привносит в стиль что-то своё, что зачастую приводит к созданию нового стиля. К тому же имели место случаи, когда тот или иной «мастер», пройдя одну из школ карате, откалывался от организации и создавал свой «стиль», на деле меняя лишь название. По этим и другим причинам в мире различают более двухсот различных стилей и школ карате.