Фунакоши Гитин

 Фунакоши Гитин 船越 義珍 (1869—1957)  является одним из основоположников современного каратэ, создатель стиля Шотокай. Человек, основавший первое додзё Шотокан и применивший термин «каратэ» в значении «искусство пустой руки». Родился 24 апреля 1869 в г.Сюри (о.Окинава) в семье мелкого чиновника. Он происходил из благородной семьи, принадлежавшей сословию сидзоку (окинавский эквивалент японского сословия самураев). Его отец - Томинокоси Гису и дядя - Гитин считались мастерами. Фунакоши написал в «Каратэ-До-Ньюмон» («Каратэ-до: мой способ жизни»): «Мой отец был высоким и красивым человеком. Он был мастером Бо-Дзюцу, хорошо пел и танцевал» (Известно, что окинавский мастер Суэёси Дзино обучался Бо-Дзюцу у дяди Гитина). 


Сенсей Итосу Анко
Гитин рос под присмотром деда, который был знатоком китайской и японской классической литературы, мастером каллиграфии, стихосложения, адептом конфуцианского учения. 

В школе Гитин Фунакоши подружился с сыном Азато Ясуцунэ, мастера Сюри-тэ, одного из направлений каратэ – традиционного рукопашного боя Окинавы. Таким образом, с 11 лет он начал изучать тоте у мастеров Азато Ясуцунэ и Итосу Анко.

В 1888 Фунакоши сдал экзамен на младшего преподавателя начальной школы и, пойдя по стопам деда, стал школьным учителем. В эпоху Мэйдзи, с введением всеобщей воинской повинности, правительство Японии стало уделять пристальное внимание физическому развитию учеников средних школ. Данные медицинского обследования середины 1890-х годов на Окинаве выявили удивительную пропорциональность, силу и выносливость подростков, с детства занимавшихся каратэ.
Тренировки с макиварой
К тому времени армейское и военно-морское командование, обобщив опыт японско-китайской войны, признало пользу боевых искусств для подготовки личного состава вооруженных сил. В 1906 по инициативе окинавского мастера Итосу состоялись первые показательные выступления по каратэ, на которых присутствовали десятки официальных лиц. В этой демонстрации принимал участие и 37-летний Фунакоши. Министр образования Японии Огава Синтаро согласился ввести окинава-тэ, как тогда называли каратэ, в программу преподавания средних школ и некоторых высших учебных заведений острова. С этого момента каратэ получило официальный статус учебной дисциплины.

jion kamae
В 1916 Фунакоши в составе делегации с Окинавы принял участие в показательных выступлениях в Киото (Япония). В 1921 на пути в Европу кронпринц Хирохито, будущий император Японии, посетил Окинаву, где для него была устроена демонстрация ката, тамэсивари и кумитэ в замке Сюри. Принц, человек весьма воинственных устремлений, был восхищен этой демонстрацией, что в конечном итоге решило судьбу каратэ. Общественное мнение было сформировано, каратэ получило официальное признание в высших слоях общества.

kanku dai  
В 1922 Фунакоши приехал в Токио для участия в первом национальном фестивале спорта, организованном министерством образования, и познакомился с патриархом дзюдо Кано Дзигоро
Обращение к Кано не было случайным. Фунакоши шел на поклон не только к отцу дзюдо, но и к президенту Японской атлетической Ассоциации, президенту Японского общества Физического воспитания, представителю Японии в международном олимпийском комитете, – фактически к человеку, от слова которого зависела судьба любого нового вида физического воспитания в Японии. Кано пригласил Фунакоши в Кодокан для показательных выступлений по каратэ и был очарован интеллигентным и грамотным мастером с Окинавы.

 tekki shodan 
Заручившись моральной поддержкой Кано в деле развития и пропаганды каратэ, Фунакоши решил не возвращаться на Окинаву и остаться в Токио. Жена Фунакоши отказалась последовать за ним, сославшись на верность традициям, предписывающим жить около могил предков.
В 1922 в Токио вышла в свет первая книга «Фунакоши Рюкю кэмпо каратэ» («Кулачные методы китайской (танской) руки с островов Рюкю»). Название весьма примечательное – здесь подчеркивается, с одной стороны, окинавское происхождение каратэ, а с другой стороны, его генетическая связь с Китаем.


Скопив немного денег, Фунакоши открыл первый крошечный зал при храме Мэйсёдзоку, который содержал за свой счет. Его усилия не прошли даром, и у него появились первые ученики. В сентябре 1924 Фунакоши открыл клуб каратэ в университете Кэйо. В 1925 написал новую, переработанную версию своей первой книги, уже под другим названием – «Рэнтан госин каратэ-дзюцу»Искусство каратэ для закалки тела и духа и для самозащиты»). Уже в 1926 открылся второй клуб при Токийском университете в Итико. С 1927 начали действовать группы каратэ в университетах Васэда, Такусёку, Сёдай, Хитоцубаси. К 1930 в одном лишь Токио было открыто около тридцати залов, находящихся под руководством непосредственно Фунакоши. Мастер работал сутками, проводил по несколько тренировок в день в разных концах города, писал статьи, работал над новой книгой, которая должна была завершить создание концепции «нового» каратэ. Дабы стимулировать учеников к поэтапному продвижению в каратэ, в 1926 он, по аналогии с дзюдо, ввел жесткую систему званий – ученических (кю) и мастерских (данов), присуждая с первого дана черный пояс как знак высшего мастерства.


 SHUTO UKE
В 1929 году Фунакоши изменил написание слова "каратэ" 唐手 ("китайская рука"). Университет Кейо сформировал группу исследований и в 1933 году Фунакоши обосновал измение написания слова "каратэ" в работе "Дай Ниппон Кемпо Каратэ" ("великий японский метод кулака пустой руки"). В буддистких выражениях "Шики соку зеку, ку соку зешики" ("материя - пустое, все - суета") иероглиф "Ку" ("правда, истина, справедливость") может произноситься - "кара" - "пустой". Он и заменил однозвучный иероглиф "кара"- китайский.
1930-е годы были очень напряженными для Фунакоши – от него ушел один из лучших учеников Оцука Хиронори, впоследствие создавший стиль Вадо-рю.

В 1930 Фунакоши официально назначил своего сына Ёситаку шеф-инструктором престижного университета Васэда, где располагалась одна из самых крупных школ каратэ.

Термин каратэ-до 空手道 (каратэ, как духовный путь) появился у Фунакоши только в 1935 в книге «Каратэ-до Кёхан». Иероглиф «до» () он принял под влиянием дзюдо, где была разработана концепция боевого искусства как пути жизни. Именно в середине 1930-х годов Фунакоши завершил создание теоретической базы своего боевого искусства.

Оригинальное dojo Shotokan
В 1935 реализовалась давняя мечта Фунакоши, которую он лелеял много лет, – он построил собственный зал в квартале Мэйдзюро в Токио. Его сооружение было закончено к середине 1936. Зал получил название «Шотокан». Именно под псевдонимом «Сёто» писал когда-то Фунакоши свои стихи в подражание древним китайским поэтам. Иероглиф «Сё» буквально означает «сосна», иероглиф «то» – «море». С этого момента его зал и стиль каратэ назывался «Зал сосны и моря» или «Зал мастера Сёто».
Мастер Фунакоши и сенсей Шигери Эгами 

Весной 1945 зал Шотокан был до основания разрушен во время американского авианалета. Погибли многие архивы и записи Фунакоши. В этом же году умер от туберкулеза его сын и первый помощник Ёситака

После войны Фунакоши решил вернуться на Окинаву, но остров оккупировали американцы. По приказу командующего оккупационными американскими войсками генерала Макартура многие жители Окинавы были переселены в Японию, и вместе с ними приехала жена Фунакоши. Уже пожилая супружеская пара, наконец, после 25-летней разлуки воссоединилась и поселилась в городке Оита на острове Кюсю, но, увы, семейному счастью суждено было длиться недолго – осенью 1947 жена Фунакоши умерла.
Год 1956 (слева направо) Сенсеи Шигери Эгами, Гитин Фунакоши, Хидетака Нишияма и министр Японии 
В 1949 в стране завершилось послевоенное возрождение каратэ, а фактически – становление нового подхода к каратэ как к физическому воспитанию, ориентирующемуся на спорт. В том же году была создана Всеяпонская ассоциация каратэ (JKA), на самом деле объединявшая только каратэ стиля Шотокан. Фунакоши был избран ее почетным президентом.
Гитин Фунакоши был активен до конца своих дней, неустанно ездил на соревнования, посещал различные секции. Имея свободное время, активно участвовал в культурной жизни, особенно любил поэтические встречи, был глубоким и тонким ценителем поэзии. Умер Фунакоши в Токио 14 ноября 1957.
Мемориал Фунакоши 
Мемориал Гитину Фунакоши был построен 1 Декабря 1968 года  организацией Шотокай в Храме Энгаку-дзи города Камакура на юге Токио. Мемориал включает каллиграфию Фунакоши и Согена Асахина, главного священника храма. Надпись «Karate ni sente nashi» - переводится как «В каратэ не атакуют первым» и является вторым из 20 принципов Фунакоши. Справа от предписания, написан стих, который он написал в 1922 году по дороге в Японию.
На втором камне высечено посвящение Нобухиде Охамы, гласящее: 
  "Сенсей каратэ-до Фунакоши Гитин, был рождён 10 ноября  1869 года в г. Сюри на Окинаве. С 11 лет он начал изучать тоте джитсу у мастеров Азато Ясуцунэ и Итосу Анко. Он старательно учился и в 1912 году стал президентом «Общество развития боевых искусств Окинавы». В мае 1922, он переехал в Токио и стал профессиональным учителем каратэ-до. Он посвятил всю свою жизнь развитию каратэ-до. Прожив 87 лет, он покинул этот мир 26 апреля 1957 года. Интерпретировав по-новому тотэ джитсу, Сенсей пропагандировал каратэ-до, не теряя своей оригинальной философии. Как в bugei (классическом боевом единоборстве),  так и апофеозом каратэ mu (Просвещение) является: очищение и становление человека пустым посредством его трансформации от jutsu до do (из искусства в путь). Благодаря своим известным изречениям: Karate ni sente nashi (В каратэ не атакуют первым) и Karate wa kunshi no bugei (Каратэ-это боевое искусство интеллигентных людей), Сенсей помог нам лучше понять термин jutsu (искусство).  В попытке ознаменовать его добродетель и огромный вклад в современное каратэ-до, мы, его верные ученики, организовали Shotokai (Шотокай) и возвели этот монумент."